СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
- в классической социологии - определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Социологическое знание рассматривается как наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм. В сфере социологического знания насчитывается около пятидесяти специальных отраслей, число которых продолжает расти. Учитывая процессы непрерывной профессионализации социологического знания в мировом сообществе, С.С.Т. можно определить как концепции, объясняющие, в ходе их теоретизации, функционирование и развитие частных социальных процессов в контексте конкретных социальных институтов и систем.

Каждая С.С.Т. рассматривает ту или иную сферу жизнедеятельности общества, социальную общность или социальный процесс  как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития. Наиболее общие подходы к построению С.С.Т. заключаются в том, что, во-первых, они рассматривают определенные, более важные чем прочие, структурно-функциональные и причинно-следственные отношения; во-вторых, используют определенные методологические принципы; в-третьих, раскрывают ключевые суждения - закономерности функционирования и развития изучаемых социальных систем или социальных процессов.

Каждая С.С.Т. не только имеет свой объект и предметную область исследований, но и призвана вырабатывать свой особый подход к изучению социальных процессов, специфических явлений общественной жизни. В каждой из них определяется методологическая база и общая методологическая концепция изучаемой сферы, объект и предмет исследования,  особый категориальный аппарат, общие и специфические законы функционирования объекта, общая и особенная проблематика, общие и особенные методы, процедуры и техника исследований, перспективы развития изучаемой сферы.

Практика развития социологической науки показывает, что наиболее целесообразно классифицировать социологическое знание по следующим группам исследований:

1) исследование основных условий и форм жизнедеятельности общества (социология быта, социология бедности,  социология бизнеса, социология досуга,  социология индустриальная, социология катастроф, социология менеджментасоциология предпринимательствасоциология профессий,  социология социального процветания, социология трудасоциология управления,  социология экологии, социология экономическая) ;

2) исследование социально-политической организации общества и социальных институтов (социология власти, социология военная, социология выборов, социология культуры,  социология массовых коммуникаций,  социология массовых явлений,  социология медицины и здравоохранения,  социология межнациональных отношений, социология наукисоциология образованиясоциология общественного мнения,  социология организаций,  социология политики,  социология права,  социология религиисоциология семьи,  социология трансформационных процессов, социология физической культуры и спорта,  футурология);

3) исследование отношений личности и общества (социология возраста,  социология воспитания,  социология гендерная,  социология девиантного поведения, социология коллектива, социология коллективного поведения, социология конфликта, социология личностисоциология морали,  социология преступности) ;

4) исследование социально-территориальных общностей (социология городасоциология села,  социология малых групп,  социология молодежисоциология народонаселения) .

С.С.Т. выполняют методологические функции по отношению к эмпирическим социологическим исследованиям и обогащают свой понятийный аппарат, опираясь на фактологический материал этих исследований. Так, понятия и принципы С.С.Т. обобщают большое число фактологических данных, получаемых в различных социологических исследованиях. Обобщая эмпирический материал, С.С.Т. устанавливает определенные связи и зависимости между различными социальными факторами, определяет логические взаимоотношения между соответствующими теоретическими понятиями, формирует и уточняет их. Определение конкретных закономерностей в данной области позволяет на основе С.С.Т. давать объяснение вновь открываемым фактам, включать их в систему наличного теоретического знания. С объяснительной функцией С.С.Т. неразрывно связана ее прогностическая способность: раскрывая сущностные связи и отношения изучаемой области, С.С.Т. позволяет предсказывать направление развития социальных явлений и процессов. В отличие от эмпирических регулярностей, обнаруживаемых в ходе конкретных исследований, вероятностные утверждения, входящие в структуру С.С.Т., являются обобщениями более высокого уровня и представляют собой идеализированные модели реальных процессов. Создание эмпирической схемы, в которую включаются все формы систематизации фактов, представляет собой сложный процесс. Здесь осуществляется формирование эмпирической модели исследуемых характеристик как системы фактов, которая в дальнейшем должна быть совмещена с исходной концептуальной схемой как предметом исследования. Эмпирическая модель в этом плане способствует развитию исходной концептуальной модели предмета исследования на основе накопленного фактологического материала. Система сформированных научных фактов и эмпирических зависимостей, представленная в эмпирической модели предмета исследования, становится непосредственным результатом эмпирического социологического исследования. Путем сравнения выделенной эмпирической схемы с системой гипотез как выражением концептуальной модели предмета исследования осуществляется предварительное объяснение исследуемой проблемы. Процедура сравнения эмпирической и концептуальной моделей предмета анализа усложняется: отсутствием полной редуцируемости теоретических понятий к их эмпирическим индикаторам; неадекватностью измерительных процедур и методов сбора социологической информации; наличием не охваченных концептуальной схемой эмпирических закономерностей. В силу этого ни концептуальная, ни эмпирическая модель не могут считаться полностью адекватными предмету исследования. Концептуальная схема, базирующаяся на зафиксированном знании, представляет собой экстраполяцию этого знания на еще не исследованные объекты и потому является гипотетической моделью. Эмпирическая схема, формирование которой основывается на применении к исследуемой реальности концептуальной модели предмета исследования, неизбежно содержит в себе погрешности описания и измерения, связанные с несовершенством исследовательских методик. Вследствие этого процедура совмещения эмпирической и концептуальной схем предмета исследования, осуществляемая в процессе анализа его результатов, представляет собой сложный и ответственный этап исследования. Именно данный процесс и рассматривается как создание теории "на выходе" эмпирического социологического исследования.

Способ обоснования исходной гипотетической модели позволяет подразделить С.С.Т. на описательные и объяснительные. В первых теориях раскрываются структурно-функциональные, а во вторых - причинно-следственные связи. Описательные С.С.Т. базируются, в основном, на ценностно-нормативном подходе и позволяют связывать воедино действие внешних факторов, определяющих человеческое поведение (ценности, нормы), с внутренними (ценностные ориентации,  мотивы, цели и др.), показывая, каким образом внешние факторы интернализуются человеком в процессе его социализации и выступают побудительными силами его поведения. Поскольку общественные ценности и нормы реализуются в деятельности социальных институтов и организаций, то ценностно-нормативный подход позволяет анализировать поведение разных социальных групп с позиций определенного социального института или социальной системы.

В объяснительных С.С.Т. главная задача - раскрытие сущности изучаемого объекта посредством социального закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты; само по себе, объяснение предполагает описание объекта, подлежащего объяснению, и анализ последнего в контексте его связей, отношений и зависимостей. Наиболее развитая форма объяснения - объяснение на основе социально-экономических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в структуре социологического знания. В науке широко используется форма социального объяснения, заключающаяся в установлении причинных, следственных и других видов связи объясняемого объекта с условиями и факторами, порождающими эту связь. Основанием таких объяснений выступают общие концептуальные схемы, а сами объяснения могут служить исходным пунктом развития концептуального аппарата С.С.Т.

Г.Н. Соколова


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ" в других словарях:

  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ —         концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов.         В марксистской социологии С. с. т. строятся на методологич. основе материалистич. диалектики, историко материалистич. понимания общества. Вместе с… …   Философская энциклопедия

  • Специальные социологические теории — или Теории среднего уровня концепции, объяс­няющие механизмы функционирования и развития многообразных социальных явлений и процессов, происходящих в обществе на определенной исторической стадии его развития. Примерами такого рода концепций могут …   Экология человека

  • Специальные социологические теории, или Теории среднего уровня — концепции, объясняющие механизмы функционирования и развития многообразных социальных явлений и процессов, происходящих в обществе на .определенной исторической стадии его развития. Примерами такого рода концепций могут служить, например, ролевая …   Социологический справочник

  • ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ (ранга) — ( theories of the middle range ) организованная по правилам построения научной теории совокупность концептуальных, методолого методических и языковых средств, призванных обеспечить процедуры перехода от теоретического уровня знания к… …   Социология: Энциклопедия

  • Социология — Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Социология (от лат. socius  общественный + др. греч …   Википедия

  • Общесоциологическая теория — наиболее высокого уровня общности теория в структуре социологии, которая отражает основные, определяющие закономерности и тенденции становления, развития и функционирования социальных общностеи. Эта теория является фундаментальной по отношению… …   Социологический справочник

  • СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА: УЧЕБНИК — (Минск, 2002) авторский учебник Г.Н. Соколовой , назначение которого показать, что социология труда имеет собственное содержание и собственные функции в исследовании меняющегося облика и трудового поведения субъектов труда; обосновать… …   Социология: Энциклопедия

  • Социология — (sociology) – исследование взаимоотношений между отдельными людьми, людьми и группами и/или между социальными группами. * * * (от лат. societas – общество) – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Исследование социологическое — вид социального исследования, отличающийся спецификой методологии и методики получения нового достоверного социологического знания. И. с. может выходить на разные уровни научного обобщения: от объяснения общих социальных закономерностей до… …   Социологический справочник

  • Китай —         Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).          I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»